Страница -2-я
По кельям гулял ветер, церковь тоже не работала. Существовала давнишняя легенда, что много лет тому - назад монахи оставили монастырь и ушли. Причина их ухода никому не была известна. Но зато многие знали, что перед тем как покинуть обитель, они замуровали в какой-то стене клад, за которым должны были вернуть ся. Шли годы, но за кладом никто не приходил. Только время от времени появлялись кладоискатели, только уходили они ни с чем. Саше давно нетерпелось побы вать в монастыре, да все не удавалось. Но теперь, решение было бесповоротным. Оставалось только дейст вовать. Коля, как верный Санчо-Пансо был рядом. Придя в монастырь, они повстречала монаха. Он был совсем стар и сутул. Только глаза его, блестели по по моло дому. Юноши поздоровались с ним и, не зная, что ска зать, молчали. Догодавшись  о причине их прихода, мо нах сказал:
- За кладом пришли? -И не дожидаясь ответа, про должал: -Ищите, клад есть. Только никому не удавалось его взять...
-Не нашли? – спросил Саша.
-Находить-то, может и находили ,да взять не взя       ли, -загадочно проговорил старик.
-Как это? - удивился Коля.
-А так. Потому что охраняет его сам Всевышний, - ответил монах. -Кто только не искал клад, с каждым приключалось несчастье.
-Может быть, нам лучше уйти? - предложил Коля, -начинавший сомневаться в благоразумии их затеи. Но Саша отступать не хотел.
-Будь что будет! - сказал он.
Облазав почти весь монастырь, и простучав много ар шин кладки, друзья не заметили ничего необычного и, только спустившись в подземелье, обнаружили, что часть внутренней стены имеет массу наддолбов и неболь ших углублений. Здесь же валялись куски выбитых из стены кирпичей. Обследовав эту стену, друзья сделали вывод, что за ней, находится пустота.
-Здесь был ход! - авторитетно заявил Саша. — Не
иначе, как клад замурован именно в этом месте!
-Что будем делать? - поинтересовался Коля.
-Долбить - ответил Саша, не терпящим возражений тоном. Он только пожалел о том, что кроме ножа, не запасся никаким инструментом. Нo его это не смутило. Рассудив, что первый камень вынимать значительно труд нее последующих, он решил начать в том месте, где бы ло уже вынуто несколько кирпичей. Несмотря на стара ния, работа двигалась очень медленно. Известка была настолько плотной и твердой, что невозможно было най ти хоть щели, чтобы всунуть кончик ножа. Пот катился по его лицу градом, но Саша все долбил и долбил с ка ким-то непонятным упорством и остервенением.
-Дай-ка, теперь я попробую! –предложил Коля. Саша отошел, но не на долго. Ему все казалось, что работа у Коли идет слишком медленно. Немного отдохнув, Саша вновь принялся за дело. Работал он то двумя руками, с силой нанося удар за ударов, то упираясь левой в сте ну,  орудовал правой, то левой. В тот момент, когда ему стало казаться, что он никогда не одолеет этот кирпич, Коля закричал:
-Качается, качается!
Все произошло так быстро, что Саша не успел уб рать руку и кирпич, оторвавшись от своего места, упал ему на руку, отдавив палец.
-Вот, видишь!  - испуганно воскликнул Коля. -Не зря же он говорил!..
-Пустяки, отмахнулся Саша, перевязывая носовым платком разбитый палец. - Это только случайность! -  Затянув зубами узел, он сказал:
-Давай, теперь ты.
Но Колю невозможно было уговорить. Сам же Саша не мог больше работать - палец опух и болел. Вздохнув с сожалением, он произнес:
-Ничего, когда–нибудь я сюда eщe вернусь!
Когда они проходили по монастырскому двору, им снова повстречался монах. Увидев забинтованную и ок ровавленную руку, он произнес:
- Неисповедимы пути Господни!
В голосе его не было ни злобы, ни насмешки, ни жалости.
-Я еще вернусь! - повторил Саша уверенно. Но выпол нить свое обещание, так и не смог.
 
- О -
 
    С раннего детства отец любил театр. Часто под его руководством устраивались домашние спектакли. В них он был и драматургом и режиссером и артистом. Перевоплощался он молниеносно. Роли играл любые, даже женские. Очень скоро весь город уже знал о театре Беляева. Постепенно домашний театр стал кочевать. Играли то у одних знакомых, то у других. А потом пытались даже гастролировать в других городах. Разрешения на выступления у них никто не спрашивал. Каждый, кто хотел, мог арендовать помещение, и ставить свои спектакли. Успех не всегда сопутствовал труппе, театр прогорал, и артистам не хватало денег даже на обратную дорогу. Возвращались по шпалам же лезной дороги. Деньги не были самоцелью. Главное было играть. И друзья вновь и вновь отправлялись на гаст роли.
Однажды в Смоленск приехала столичная труппа под руководством Станиславского. Александр Романович не пропускал ни одного спектакля. И вдруг, один из веду щих актеров охрип. Заменить его оказалось неким, и на афишах появился аншлаг:"по болезни артиста, спектакль отменяется». Приезд столичной труппы был не таким уж частым явлением и все театралы были чрезвычайно огор чены случившиеся. Поговаривали, что труппа собирается покинуть Смоленск. Отец был огорчен этим не меньше других. Но произошло удивительное. Кто-то из заядлых театралов, знакомый с постановками Александра Романо вича, встретившись со Станиславским рассказал ему о театре Беляева, сделав предположение, что Александр Романович, мог бы заменить заболевшего актера. И вот, однажды вечером, когда отца не было дома, к ним зашел высокий худощавый мужчина в пенсне, и сказал, что хо чет видеть Александра Романовича. И хотя отец был в ту пору уже взрослым, у матери привычно ёкнуло серд це. Кого-то послали на его поиски. Отца нашли.Он при гласил гостя в свою комнату, где они долго разгова ривали. После его ухода, Александр сообщил матери, что это был Станиславский, и что он просил его заме нить заболевшего актера. И то, что через два дня он будет играть в спектакле. Мать даже руками всплесну ла. Мыслимое ли дело, играть со столичными актерами! Попробовала было отговорить сына, но он только смеял ся.
-Не бойся мама, все будет хорошо!
Спектакль прошел блестяще. Смоляне горячо встрети ли своего земляка, и долго ему аплодировали. После этого отец сыграл еще в нескольких спектаклях, пока труппа не закончила свои гастроли и не уехала в Моск ву. Станиславский, оценив актерский талант Александра Романовича, предложил ему остаться в его труппе, но отец отказался, так как готовился стать адвокатом. Недавно я где-то прочла, что отец, якобы, два сезона играл в Москве у Станиславского. Ни я, ни мама, от отца не слышали ничего подобного. Но, как я уже гово рила, многое из жизни отца осталось для меня тайной.
Из истории своей театральной жизни, отец расска зал мне три забавных случая. Не могу только вспом нить, в каком театре он тогда играл, профессиональ ном, или любительском, и какие это были пьесы.
В первом случае, отец играл студента. На сцене декорации дешевой меблированной комнаты, старая ме бель, вылинявшие обои. Входит хозяйка и начинает сты дить студента за то, что он задолжал ей за комнату. Отец уже открыл было рот, чтобы ответить ей, но в это время начал падать плохо сколоченные задник. Не расте рявшись, Александр Романович подбежал к декорации и, привалившись к ней плечом, не дал ей упасть, а хозяй ке, вместо должной реплики, возмущенно воскликнул:
-В комнате уже стены падают, а вы за нее плату требуете! Занавес закрыли под дружный смех и аплодис менты зрителей.
Второй случай произошел с ним, когда он играл им ператора. После пушечного выстрела, на сцену должны были ворваться мятежники и свергнуть его. Но время шло, а выстрела не было. Тут из-за сцены отец услышал чей-то голос:
-Выходи!
-Не выйду, выстрела не было!
-Выстрела не будет, шнур оборвался. Выходи!
-Не могу, не велено!
Пауза затянулась, зрители начали проявлять нетер пение. Надо было что-то предпринять. Поднявшись с трона, император начал прохаживаться по сцене. Проходя мимо кулис, он попробовал, в свою очередь, вызвать артистов, но они упорно ожидали выстрела. Чтобы спасти положение отец, на мгновение, зашел за кулису и насильно вытолкнул своих врагов на сцену. Потом, пятясь, стал обороняться. Очутившись на виду у зрителей, артисты были вынуждены играть, император был свергнут, но публика ему аплодировала.
Третья история несколько иного характера. На этот раз у Александра Романовича была роль старухи. На сце не комната с ветхой мебелью. На середине сцены стол. На нем бутылка вина и рюмка. Входит старуха. Спина ее согнута, голова дрожит. ноги шаркают по полу. Выражение лица отсутствующее. Вдруг она замечает бу тылку и заметно оживляется. С опаской оглядываясь по сторонам, подходит к столу, поспешно хватает бутылку. Хочет налить себе вина, но не может вытащить пробку. Думаю, что спектакль был любительский.Бутафории у них не было, а в бутылке находилось настоящее вино. Перед спектаклем кто-то, видимо, выпил стаканчик, да так за купорил бутылку, что пробка еле выглядывала из горлыш ка. Театрального опыта у отца было мало и сообрази тельности не хватило, чтобы изобразить будто он отк рыл бутылку, и налил вина. Все его усилия были направ лены на то, чтобы откупорить бутылку. Он вертел ее в руках так и сяк, но ничего сделать не мог. И вдруг, забыв, что играет древнюю старуху, схватил пробку зу бами и вытащил ее. Зубы у отца были крепкие! Открыв бутылку, он налил вина, но выпить не успел, в зале раздался громкий смех, перешедший в неудержимый хо хот. Сделав вид, что ничего не произошло, отец вновь, принял старческую позу и продолжал играть. Спектакль прошел с успехом, но вспоминая о нем, еще долго смея лись.
Когда мы с мамой решили писать об Александре Рома новиче воспоминания, мама написала Николаю Павловичу письмо, в котором просила написать, все что он пом нит, о своем друге. Но Николай Павлович был в ту пору уже очень стар и признался, что в памяти у него почти ничего не coхранилось. Но кое-что он все же вспомнил. К сожалению, я не смогла найти его письма и пишу по памяти.
Николай Павлович писал, что Александр Романович был увлекающейся натурой. Он хотел всё познать, всему научиться. Но, довести до конца начатое, у него не всегда, хватало терпения. Несколько предметов, он од нако сделал. Первое, что помнила мама, был макет  ком наты с мебелью и камином, в котором горел огонь - за жигалась маленькая лампочка от батарейки. А перед ка мином, в кресле, сидела старуха. Её поза, безвольно лежащие на подлокотниках руки, выражали глубокую за думчивость и отрешенность. Лицо было покрыто морщина ми.  Старуха была вылеплена из пластелина, но каза лось, что она, вот-вот поднимет голову и заговорит.  Иллюзию дополнял свет, падавший на ее лицо. Хотя все это было миниатюрным, тем не менее, производило боль шое впечатление.
Ещё одним изделием, был удивительный Фонарь. Его корпус был сделан из белого картона, стекла заменяла картон. Калька, на которой отец написал масляными красками несколько птиц из детской книжки "Как сне гирь жениться хотел". Фонарь заменял люстру, которую, по всей видимости, разбили. Когда вечером зажигали огонь, казалось, что фонарик из стекла или фарфора. Мама рассказывала что по вечерам, когда прохожие увидев в окне фонарь, останавливались, чтобы полюбо ваться. Как ни странно, до меня сохранились кальки с картинками.
Был  ещё один Фонарь, но сделал его, по рисункам отца, мой дедушка, Константин Антонович. Попробую объ яснить, как он выглядел. Фонарь имел форму шестигран ника. Верхняя и нижняя части заканчивались конусом. Корпус был из белого картона. В нем вырезались конту ры кристаллов, один над другим. Кристаллы имели  од ну, две и три грани. Вырезанные места заклеивались цветной папиросной бумагой. Передняя грань в один слой, вторая в два, и третья в три, отчего кристаллы казались объемными. Когда зажигался свет, эффект был просто потрясающий. Кристаллы были трех цветов, крас ного, желтого и зеленого.
А ещё помню, что у папиной настольной лампы раз бился плафон, а в продаже их не было. Не долго думая, отец смастерил его, все из того же картона и кальки, на которой скакали смешные человечки – силуэты из чер ной светонепроницаемой бумаги.
Когда мы жили на Петроградской, лежа, отец смасте рил проекционный аппарат для просмотра открыток. В его устройстве было несколько зеркал, трубка из карто на и вставленное в нее увеличительное стекло. Фонарь ставился прямо на настольную лампу, включался свет. В прорезь Фонаря вставлялась открытка, проекцию которой можно было видеть на стене. Аппарат был примитивный, но работал исправно. Не знаю, видел ли он что-то по добное, или это было его изобретение. Проекционные фонари существовали давно. Один, такой железный, был у моего дяди. Но там свет проходил сквозь стекло, на которое был нанесен рисунок. Фонарь с подобными воз можностями я увидела лет через шестьдесят! Причем он был огромен, чуть меньше гардероба.
Увлекался отец и фотографией. Обычно, начинающие фотографы, снимают своих домочадцев и домашних живот ных. Саша начал с другого, - он корчил рожи, и требо вал, чтобы Коля его фотографировал. Николаи Павлович рассказывая, что рожи были такие уморительные, что он, от смеха, падал вместе с аппаратом на пол.
Много лет спустя, когда отец был уже женат на мо ей маме, он вернулся к галерее гримас. Он даже дал название каждой фотографии: "сумасшедший", "гений, "уличный скрипач", "пьяница", "ужас", "страх", и даже "паровозик"! В войну мы потеряли почти все, но фото графии отца, в том числе и его гримасы, сохранились, как самое дорогое. Почти все из них, опубликованы в 8-м томе восьмитомника, изданного "Молодой Гвардией в 1964г.
Когда все рожи были запечатлены, Саше пришла в голову идея снять, лежащую на блюде человеческую голову. Но как это осуществить? Выпилитъ дыру в кры шке большого фанерного ящика, не состояло особого труда, Но, как быть с блюдом? Его не распилить, не разрезать. Много блюд было перепорчено напрасно, пока не удалось отломить такой кусок, чтобы блюдо можно было приложить к самой шее. Вместо скатерти, на ящик набросили простыню с вырезанной посредине дырой. Один из друзей залезает в ящик и просовывает голову в ды ру. К его шее придвигают блюдо. Другой берет в руки нож и вилку, как-будто собирается воткнуть их в голо ву. При этом делает зверски-кровожадное выражение ли ца, а голова закатывает глаза и высовывает язык. Коля фотографирует. Отпечаток этого снимка был тонирован в синий цвет, отчего выглядел еще более устрашающим. Я вот только никак не могу вспомнить, кого изображал отец. Был ли он людоедом или мертвой головой. К сожа лению, эта Фотография не сохранилась.
С детства отец мечтал о полетах, но не аэропла нах, хотя и это было тогда в диковинку, а просто так, парить в свободном полете, как птица.   Для этого ну жны были крылья, и он мастерил их из подручного мате риала. В одном из вариантов, были даже веники, кото рые он привязывал к рукам, пытаясь взлететь.
Прыгал с отцовским большим зонтом с крыши сарая. И, только став студентом, поднялся в воздух на малень ком   биплане. Отец рассказывал, что это был даже не полет, а скорее скачки по кочкам. Машина была далека от совершенства и так чутко реагировала на все движе ния авиатора, что даже от чиха переворачивалась в воз духе.
Да, совсем забыла оказать о прыжке с сарая. Пры жок не прошел даром. Отец  приземлился на пятки. В спине что-то хрустнуло. Несколько дней спина болела, но потом боль nрошла и он забыл об этом. Но, в послед ствии у отца развился туберкулез позвоночника, и он стал инвалидом.
Вспоминается мне один забавный случай, произошед ший с отцом, и его друзьями.
Как-то поздно вечером, они возвращались из гос тей. Небо было в тучах. Луна только на миг освещала дорогу и вновь пряталась за тучи. Фонари светили тус кло, почти не давая света. И вдруг, из темноты выныр нуло несколько парней, которые потребовали вы ложить кошельки. Грабителей было больше, да и физически, они выглядели внушительнее. Оценив обстановку, друзья ос тановились в нерешительности, не зная, что предпри нять. Пока кое-кто подумывал о бегстве, Александр вы шел вперед, с протянутой рукой, в которой он держал пистолет и двинулся на бандитов. Шел он не спеша, в полном молчании, шаг за шагом  приближаясь к грабителям. Сначала они дрогнули, потом бросились в рассыпную. Когда они скрылись в темноте друзья, хра нившие до этого молчание, разом заговорили. Они были удивлены, что у Александра оказался револьвер, а, так же его самообладанием. Однако, узнав правду, они были поражены eщe больше. Дело в том, что никакого пистолета у отца не было. А бандитов он на пугал надетой на указательный палец черной перчаткой. Остальную ее часть, он держал в кулаке. Будь на улице светлее, его обман был бы замечен, но в такой тем ноте, перчатка, вполне, сошла за пистолет. А наде вать ее, таким образом, вошло у него в привычку, которая, по воле случая, помогла им выйти из трудного положения.
Вообще привычки у отца были довольно странные. Некоторые из них, доставляли ему немало неприятнос тей. Например, стоя упираясь в стол кулаками, высовы вать при этом большой палец между средним и безымян ным. Получалось что-то вроде кукиша. Делал он это не произвольно и часто в совершенно неподходящих местах. Например, в суде, где он выступал с защитной речью. Кто-то из судейских, заметив это, обвинил его в том, что он намеренно показывает залу фигу. Не помню, как уж отец оправдался.
A eщe, был интересный случай с собакой. Случилось это тоже в Смоленске. Шли как-то целой компанией и ве село разговаривали. Вдруг, на мостике, через который им надо было переходить, появилась огромная, свирепо го вида, собака. Остановившись посередине, она зло за ворчала и оскалилась. Было похоже, что она собирается прыгнуть на них. Все остановились. Идти ей навстречу, никто не хотел. Обходить вокруг, было далеко. Кто-то крикнул на нее, замахал руками, но она разозлилась еще больше. Пролаяв басом, она сделала  несколько ша гов вперед и остановилась. Все стояли в замешатель стве. Но тут Саша вышел вперед. Сложив на груди руки точь в точь, как изображен Наполеон, и направив взгляд на собаку, он стал медленно двигаться навстре чу собаке. Собака заворчала, но не бросилась на него. Он продолжал ее гипнотизировать и она, медленно пя тясь, сошла с мостика. После чего повернула в другую сторону и потрусила прочь. А  Победитель был вознаг ражден аплодисментами и криками "ура".
К воспоминаниям о молодости отца, могу добавить еще один необычный или вернее мистический случай. Как-то Саша гостил у своего дяди. По всей вероятности не в самом Смоленске. День был очень жаркий. Решили пойти покататься на лодках. Собрались все братья и сестры, не было с ними только Васи. Перед тем, как сесть в лодку, Саша поднял кусок глины и, усевшись на носу лодки, стал лепить из нее голову. Лепил так, сам не зная кого. Казалось, лицо было похоже на брата Ва сю. Вот только выражение лица никак не получалось. Оно было какое-то неживое, застывшее. Недовольный сво ей работой, Саша бросил слепок в воду и в тот же мо мент, почувствовал беспричинное беспокойство. Он взглянул на часы и воскликнул:
-Мне надо домой. С Васей что-то случилось,-сказал он с непонятной уверенностью. Его пробовали разубе дить, но он ничего не хотел слушать. Всем расхотелось кататься, и они вернулись домой вместе с Сашей. Около дя диного дома, их встретила заплаканная тетя. Она сообщила, что Вася утонул. Как ни странно, произошло это именно тогда, когда Саша бросил слепок головы в реку.
- О -
 
Не помню, откуда у меня сведения  о дневнике от ца, о существовании которого мы ничего не слышали. Отец, якобы, писал о своих впечатлениях на баррикадах в Москве, в девятьсот пятом году. Я совершенно ничего не знаю об отцовских политических убеждениях.Не знаю, кому он симпатизировал, монархии или нарождающейся на родной власти. Но почти уверена, что баррикады были для него лишь очередным приключением.
 
                      ---О----
 
Окончив Демидовский лицей, отец получил должность частного поверенного в Смоленске. Скоро он стал извес тен, как хороший юрист. У него появилась постоянная клиентура.
Отец смог снять большую квартиру, обставить ее. Увлекаясь искусством, он приобрел хорошую коллекцию картин известных художников, собрал большую библио теку. Закончив какое-нибудь большое дело и получив хороший гонорар, отправлялся путешествовать за гра ницу. Неоднократно бывал во Франции и Италии.
Поднимался на Везувий и даже заглядывал в кратер вулкана. О Венеции рассказывал восторженно и в то же время с грустью. Говорил, что первое впечатление было прекрасным. Сказочно-красивый город, залитый солнцем. Живописные каналы с отражающимися в них зданиями, мед ленно плывущие гондолы, песни гондольеров. Окраины же города, где жила беднота, наводила уныние. В узкие улицы-каналы почти не проникало солнце. Дома со следа ми плесени, запах цвелой воды и нечистот, выливаемых в те же каналы. Лишенные солнца, бледные рахитичные дети.
Что рассказывал отец о Франции, в частности о Париже, мама не помнила. В памяти у нее сохранилось лишь то, что отцу очень понравились во Франции, об служивание и пища. Всё, словно  для меня было приго товлено - говорил он.
 
              ---О---
 
Николай Павлович писал, что Александра Романовича всегда окружала интеллигентная молодежь. Они часто со бирались у отца на вечеринки. Общение, было чисто ин теллектуальным. Александр Романович играл на рояле или скрипке, декламировал. Он всегда был душой общес тва и люди тянулись к нему. Но была у отца одна, про стительная, слабость – он любил менять квартиры. Стоило ему узнать, что где-то освободилась хорошая квартира, как он спешил её занять. Случалось, что дру зья приходили к Александру Романовичу и не заставали его на старом месте. Приходилось искать его по всему городу. Не помню, кто кого нашел, мы Елизавету Никола евну Серебрякову, в девичестве Беляеву, Лизыньку, или она нас, о которой я упоминала. Сейчас мне кажется это просто невероятным. Списавшись, встретились. Я по ехала в Горький, где тогда жила со своей дочерью Га лей, Елизавета Николаевна. Она рассказала мне интерес ный случай из судебной практики отца. Впрочем, сведую щие люди, доказали мне, что история не вполне правдо подобна. Особенно с талмудом. Но я расскажу её в та ком виде, в котором слышала от неё.                                                                             Александр Романович был приглашен в качестве за щитника по обвинению в преднамеренном убийстве. Весь процесс был копией процесс, описанного Фейхтвангером в романе «Еврей Зюс». Обвинялся еврей в убийстве рус ского ребенка, совершенного, якобы, в целях использо вания его крови для приготовления мацы. Маца пеклась из пресного теста, большими тонкими листами и употре блялась евреями во время поста, когда им, по их рели гии, запрещалось есть обычный хлеб. Мацу толкли, раз водили молоком или водой. Что-то добавляли в неё и уже только после этого, пекли различные булочные изде лия.                                                      Взявшись вести это дело, отец немало потрудился. Он был уверен, что единственно правильный ответ на вопрос – могло ли быть совершено такое убийство, нуж но искать в еврейском писании. Для того чтобы его про честь, отцу пришлось искать человека, хорошо знавшего древнееврейский язык, который смог бы сделать дослов ный перевод. Естественно, не всего писания, а только тех мест, которые могли пролить свет на истину.   
Досконально изучив заповеди, отец убедился, что поиски его правильны. В Талмуде ничего не говорилось о том, что мацу, следует приготовлять на крови иновер цев – так они называли всех людей не юдейского испо ведания. Писание гласило, что все люди, кроме евреев, нечестивцы и безбожники.
Были и другие доказательства,полностью опровер гавшие обвинения в убийстве. К сожалению, подробнос тей этого дела я не знаю. Что слышала от тети Лизы, то  и повторяю. Одним словом, цитируя выдержки из  священного писания, отец сумел очень убедительно, до казать невиновность подсудимого, и тот был оправдан и освобожден прямо из зала суда.  Этот судебный процесс наделал много шума. Пресса печатала статьи о нем, при знаваясь, что он выигран блестяще. Во время  суда зал был настолько переполнен, что мог вместить далеко не всех желающих послушать, и многие были вынуждены сто ять на улице, под окнами, стараясь уловить долетавшие до них слова.
После этого процесса, когда отец появлялся на ули це, с ним, то и дело раскланивались какие-то евреи, то ли родственники обвиняемого, то ли знакомые или просто сочувствовавшие, отец не знал. И, всё-таки, несмотря на такой успех в юриспруденции, отец все больше увлекался литературой и, в конце- концов, она стала его единственным занятием и средством к сущест вованию. Но до этого, были ещё годы…
Казалось, что сведений о жизни Александра Романо вича получить не от кого. И вдруг, в 1979 году нам кто-то прислал заметку из журнала "Музыкальная жизнь" №1 /50/ янв.1979 г.стр.25
"Знаете ли вы что...
...17-го февраля 1913 года на сцене Благородного собрания в Смоленске был поставлен любительский спек такль - детская опера-сказка "Спящая царевна". Роль злой волшебницы сыграла гимназистка Маша Гольдина - впоследствии выдающаяся певица  Мария Саломоновна   Гольдина. Постановщиком оперы был молодой смоленский адвокат Александр Беляев. Несмотря на то, что спек такль имел громадный успех, вряд ли кто-нибудь в то время мог предположить, что режиссер - адвокат станет впоследствии замечательным писателем автором науч но-фантастических романов."
А в 1993 году мне прислали выписку из архивов ох ранки города Смоленска, которая меня просто потрясла. То, что я узнала, совершенно не вязалось с моим пред ставлением о жизни отца.
Сводка данных наружного наблюдения по группе Пар тии Социалистов-революционеров от I августа -I сентяб ря 1909 года.
Смоленск(среди прочих членов)кличка "живой", Беля ев Александр Романович, присяжный поверенный. Прожи вает по ул. Пушкинская д.Ранфта, взят к наблюдению   от Корелина В.А. 23 авг.1909. С 1.09.909 проживает в доме Гильдина.
Взят под наблюдение по группе эсеров по агентур ным  сведениям с июля; по наруж. набл. с июля 1909г. По сводке наблюдения от 1/-30 октября 1909г.
№4 –А.Р. Беляев поддерживает активную связь с:
№1 Корелин В. А
№2 Подвижной
№3.Знаменская
№5 Лиссау  
№6 Станкевич
№7 Кельм Г-Э
№8. Городская библиотека
Из плана наблюдения видно, что сам Беляев А.Р. в октябре 1909 года никого не посещал, но поддерживал отношения с Подвицким В.,  Корелиным и Знаменской В. Однако, уже с ноября 1909 года А. Р. Беляев сам лично посещает  перечисленных лиц, так к Корелину он отме чен по сводкам семь встреч, к Подвицкому -дважды и на обшие встречи группы в городской библиотеке-четыре ра за.
В ноябре 1909 года жандармским отделением была произведена ликвидация, включая обыск и аресты смолен кой группы эсеров, но некоторые из них уцелели. Это, прежде всего те лица, у которых по обыску ничего обна ружено не было, в том числе и у А. Р. Беляева.